О методе
Начав свою практику с методов классической психотерапии, основанных на длительном глубоком психоанализе, я столкнулась с тем, что они не отвечают запросам многих моих клиентов. Люди приходили, прежде всего, не за анализом, а за решением. Тогда я обратилась к методам краткосрочной психотерапии и коучинга. Но вскоре убедилась, что результаты хоть и поражают своей скоростью, часто оказываются поверхностными и неустойчивыми, и нередко на смену одному симптому приходит другой.

Так я пришла к выводу, что ни одна школа не может быть одинаково эффективной для всех. Психоанализ не поможет при панических атаках, а когнитивно-поведенческая терапия при работе с состоянием острого горя. Нетерпеливому холерику больше подойдет краткосрочная, а медлительному меланхолику длительная психотерапия. Универсальных методов не существует. Все ответы внутри человека, и поэтому в схожих обстоятельствах для разных людей будут разные решения.

Гибкость в подборе методов позволяет выбрать именно те, которые соответствуют ожиданиям, требуют наименьших ресурсов, соотносятся с системой ценностей и учитывают возможности человека для реализации решений.
Психологические практики я дополняю современными техниками психофизиологической саморегуляции, с которыми познакомилась, работая с военными, жертвами чрезвычайных ситуаций, спортсменами и людьми экстремальных профессий. Они позволяют в условиях жесткого лимита времени и невозможности индивидуальной психологической работы выводить людей из состояния шока и острого стресса, снижать последствия психологических травм, достигать ресурсного состояния для решения задач, связанных с рисками или угрозой жизни и пр.

Применяя эти методики как самоценный метод при групповой работе в экстремальных ситуациях, я начала использовать его как вспомогательный в индивидуальной работе с клиентами.

Для каждого человека я подбираю наиболее доступный способ управления своим внутренним состоянием через влияние на доминирующие ритмы работы головного мозга, что позволяет подключать к психологической работе ресурсы психики и организма.

Мозг человека — сложнейшая система, которая помогает нам жить и адаптироваться к меняющимся условиям. В мозге постоянно генерируются электрические импульсы (так называемые ритмы мозга или волны мозговой активности). В зависимости от того, чем занят человек, меняется доминирующая частота мозговой активности, что обеспечивает оптимальное состояние для решения текущих задач.

Так, бета-ритм доминирует в состоянии бодрствования, дельта-ритм — сна. Альфа-ритм включается при телесном и психологическом расслаблении, в нем запускаются механизмы восстановления ресурсов, временно затухает активность сознания и открывается доступ к бессознательному. Гамма-ритм позволяет достигать состояния «потока», в котором все ресурсы психики и организма выстраиваются в направлении заданной цели. Доминирование тета-ритма создает идеальные условия для глубокого и быстрого усвоения больших объемов информации и раскрытия творческого потенциала.

Современные психофизиологические методы позволяют с помощью специальных телесных и ментальных практик целенаправленно менять доминирующие ритмы работы головного мозга и таким образом влиять на психологическое состояние человека.


Сочетание психологических и психофизиологических методов повышает эффективность психотерапии:

  • Сокращает ее сроки
Одним из значимых, хоть и неочевидных, факторов, влияющих на длительность психотерапии, является сопротивление нашего мозга, воспринимающего любые изменения как угрозу для жизни.
Весь наш опыт записывается мозгом в виде нейронных связей. Если опыт повторяется, мозг интерпретирует его как полезный для выживания и, укрепляя нейронные связи, запоминает, чтобы затем автоматически воспроизводить его в схожих обстоятельствах.
Однако в реальности не любой повторяющийся опыт является полезным. Наши деструктивные программы изначально появляются как стратегии защитного поведения в ответ на травмирующие переживания. Формируясь, как правило, в детстве, в условиях отсутствия жизненного опыта, стихийно и неосознанно, не все защиты оказываются функциональными. Так, например, непринятие и нелюбовь родителей могут привести ребенка к выводу, что близость — опасна. Эта установка, помогавшая выжить в детстве, лишает взрослого человека шанса построить близкие и доверительные отношения.
Когда на приеме у психолога, находясь в привычном состоянии бодрствования, человек пытается выработать новые установки или реакции, они вступают в конкуренцию со всем предыдущим опытом, и, чтобы их «перезаписать», необходимо создать новые нейронные связи, что требует огромного количества повторений и связано с большими энергетическими и временны́ми затратами.
Преодолеть сопротивление мозга и сократить сроки психотерапии удается, подключая к психологической работе техники управляемого входа в состояние альфа-ритма. В нем на время затухает активность сознания, происходит ослабление нейронных связей. Следовательно, исчезает конкуренция между старым и новым опытом. Это обеспечивает оптимальные условия для создания и укрепления новых, конструктивных, нейронных связей и помогает без препятствий в короткие сроки «переустановить» жизненную программу.

  • Снижает травматичность
Как известно, психологическая работа сопряжена с актуализацией травматичных переживаний и негативных чувств. Анализируя прошлое в поисках причин психологических проблем, человек возвращается к болезненным переживаниям, что не только приносит страдание в моменте, но также может привести к так называемой вторичной травматизации. Применение методик глубокой релаксации, разработанных для снятия острого стрессового состояния у жертв стихийных бедствий, помогает во время сеансов регулировать амплитуду переживаний и бережно встречаться со своим прошлым.

  • Помогает реализовать результаты психотерапии и обеспечивать их устойчивость
Основной критерий эффективности психотерапии — возможность воплотить ее результаты в жизнь. Страхи, сомнения, комплексы встают на защиту привычных форм мышления и поведения. В таких случаях я подключаю специальные техники, которые помогают, за счет активизации гамма-ритмов головного мозга, достичь «состояния потока». Это особое состояние сознания, в котором максимальная концентрация на задаче вытесняет другие доминанты (страхи, неуверенность и проч.), и все ресурсы психики и организма перенаправляются к цели.
Для того, чтобы психологические изменения сохраняли устойчивость и не требовали постоянных подтверждений, они должны стать своеобразной привычкой мышления и поведения. Привычной считается та реакция,которую в схожих обстоятельствах мозг воспроизводит автоматически, не тратя время и энергию на выбор и реализацию решения. В обычной жизни привычки формируются постепенно, благодаря многократным повторениям. Исключение составляют ситуации стресса. Новизна, неопределенность и высокие риски заставляют человека мобилизоваться, быстро принять интуитивное решение и, в случае успеха, запомнить его. В этот момент в мозге начинает доминировать тета-ритм, обеспечивающий доступ к интуиции, поиску нестандартных решений и их мгновенному запоминанию.
Целенаправленное подключение практик активации тета-ритмов позволяет без стресса и многократных повторений записывать психологические изменения на глубоком нейронном уровне и обеспечивать их устойчивость.